Аннотация.

Предлагаемый читателю раздел главы о пространстве и времени является продолжением исследования феномена пространства-времени с точки зрения “информационного подхода” в философии. Отмечается основополагающе значение понятия времени в психологии, заключающееся в том, что в основе чувств лежит ощущение времени.

Пространство-время в психологии.

Независимо от физической трактовки понятия “пространство-время” и независимо от философских приспособлений физических понятий о нём, я предлагаю опираться в размышлениях на психологическую природу этого слитного понятия, как оно “свёрнуто” в формулах информационной энтропии-негэнтропии.

Личное пространство-время

Жизнь отдельного человека в условиях цивилизации можно изобразить в виде “кривой роста”. Она должна будет изображать два процесса — энтропийный или кривая информации и негэнтропийный или кривая энергии. Эта кривая (в единстве двойственности) будет иметь начало — рождение человека, — и конец — смерть этого человека. В начале развития у ребёнка мы не сможем отделить информационные процессы от энергетических. Развитие информационных моделей у ребёнка слитно с развитием движения. Начиная примерно с двухлетнего возраста ребёнок осваивает язык. С началом освоения языка кривая информации и кривая энергии движения несколько расходятся — это уже два разных процесса. Совершенствование языка определяется во временном прирастании информации, когда прошлое умение этого ребёнка произносить слова и применять их сравнивается с умением в настоящем ; и в пространственном прирастании информации, когда умение ребёнка управлять словами сравнивается с умением “иных” людей. Информационные и энергетические процессы на стадии освоении языка уже могут быть различимыми. Так время и пространство действия ребёнка может быть выделено как информационное, если в ответ на просьбу другого человека ребёнок приносит какую-то вещь, находящуюся в некотором удалении от пространства высказывания просьбы. То время которое требуется на хождение до вещи и обратно, есть время информационное. Соответственно пространство до вещи и обратно является информационным пространством. И всё-таки в этот период информационные процессы и энергетические не отделены ещё фатальным пространственно-временным интервалом, — непосредственно за объяснением со стороны взрослых следует действие или вслед за действием следует объяснение. (Фатальность интервала обнаружится в будущем). Эта слитность информационных и энергетических процессов является причиной и основанием поразительно быстрого процесса обучения (правда, наряду с тем обстоятельством, что у ребёнка нет консервативных моделей, которые требуют вытеснения, как это происходит в процессе обучения взрослого человека).

Следующая ступень отделения кривой информации от энергетики жизни происходит, когда ребёнок начинает ходить в школу. В этот период жизненное пространство-время школьника, бывшее ранее единым информационно-энергетическим, разделяется на информационное (школа) время-пространство и на оставшееся жизненное пространство-время. Прирастание информационной массы идёт совершенно независимо от прирастания энергетики жизни. И это обстоятельство является фатальным для организма в целом, настроенном генетически на взаимозависимость между информацией и энергией в ближайших интервалах. Организм человека раздваивается. Он может быть развитым в энергетике жизни, демонстрируя уверенность и силу в отношениях с взрослыми людьми, при слабом освоении информационных моделей, которые школа старалась ему "“преподать". И он может быть “инфантильным” в общечеловеческих отношениях и слаборазвитым физически, но с полным тезаурусом школьных знаний (и даже много больше). Реально наблюдается полный спектр комбинаций между этими крайностями.

Значительная часть школьников (некоторая несколько раньше) дальше продолжает обучение уже приближенное к будущей, возможной профессии. В этом процессе профессионально-технического обучения кривые информации и энергии несколько сближаются, но не настолько, чтобы можно было говорить о реальном вхождении в жизнь.

Другая часть школьников продолжает обучение в средних и высших учебных заведениях. В этом информационном процессе кривая информации и энергии не сближаются. Прирастание информационной ёмкости происходит почти исключительно на основании информационных моделей, весьма приблизительно “слепленнных” с реальной жизни. Курсовые и дипломные проекты (за очень редким исключением) не “выходят” в реальную жизнь. Оценка их информационной ёмкости производится информационно как сравнение с информационным тезаурусом экспертов (преподавателей).

(Когда приходится слышать о высоком качестве российского, то есть бывшего советского образования, возникает очень сильное недоумение в этом отношении, поскольку ясно, что речь идёт о единичном и “чисто” информационном образовании, которое традиционно настолько оторвано от реальной жизни, что никто всерьёз и не задавался вопросом: а насколько близость образования к жизни является или может являться характеристикой качества образования. Неудивительно, что результат образования “ради образования” оказывается невостребованным в российской действительности, в которой высокотехнологичные отрасли экономики представлены единичными предприятиями. Восторг по поводу высокого качества российского образования, конечно, понятен, хотя вряд ли может быть оправдан множественным результатом и приближением к реальной жизни).

Непосредственное слияние информационной и энергетической “кривых” происходит в момент окончания обучения, в момент расставания с обучающим пространством-временем. Это очень важный момент, поскольку он определяет то обстоятельство, о котором говорилось в конце предыдущей главы. А именно: куда направлено время процесса — в будущее или в прошлое?

Психологическое определение направления течения времени связано с ощущением роста или деградации информационной массы в том или ином пространстве-времени, с которым индивид себя идентифицирует и с которым взаимодействует. У него есть личное пространство-время и общественное пространство-время.

Личное пространство-время определяется по временной составляющей периодом от рождения до момента настоящего, а по пространственной составляющей всем тем пространством, которое личность занимала в течении этого отрезка жизни — размерность тела и то место, которое им понималось, ощущалось как своё.

Направленность течения личного времени до некоторой точки, которую можно назвать “критической” — от прошлого к будущему, поскольку на этом временном отрезке идёт прирастание информационной ёмкости. Это прирастание определяется ростом массы тела и ростом количества и объёма информационных моделей; это прирастание определяется также пространственными изменениями (приращением) среды пребывания.

Есть разница между ощущением течения времени у людей занятых физическим трудом и у людей занятых “умственным” трудом.

Люди занятые физическим трудом начинают ощущать, что время остановилось в период стабилизации трудовых функций, а обратное течение времени с того момента, когда они не могут выполнять ту работу, которую выполняли раньше. “Кривая жизни” таких людей может быть представлена как “термодинамическая кривая” (по Тринчеру).

“Кривая жизни” людей занятых умственным трудом несомненно будет отличаться от термодинамической кривой, а её рисунок будет зависеть от характера выполняемой работы: творческая — не творческая.

Рисунки всех кривых сильно зависит от состояния общественного пространства-времени: содержится ли в нём возможность альтернативной деятельности; и есть ли у личности возможность своего продления в будущем пространстве-времени через продолжение рода.

“Кривые жизни” всех людей не несут однозначной определённости какой-то одной линии, например, линии деятельности в выбранной профессии. “Кривая жизни” это всегда пакет кривых, одна или несколько из которого могут быть доминантными в тот или иной период времени, в том или ином изменяющемся пространстве.

Общественное пространство-время

Личное информационное пространство-время погружено в континуум общественного пространства-времени. Размерность этого континуума в пределе — всеобщая человеческая история, а фрагментарно — ближайшее окружение. Ближайшее окружение состоит из родни, соседей, друзей, знакомых, сослуживцев, постоянных спутников в общественном транспорте и др. Это окружение узнаваемо как своё по внешним признакам — язык, одежда, фигуры, лица, походка, поведение, так и по внутренним, которые не могут быть выражены точно, но имеют определения вида “характер народности” или менталитет.

“Настоящее” пространство-время человека имеет непосредственную энергетическую и информационную связь с общественным пространством-временем. Общественное пространство-время имеет уже сложившуюся пространственную стрктуру и историческое время её становления как организации. Энергетические характеристики общественного пространства-времени складываются из числа “точек-моментов”, которые определяют функционирование этого пространства-времени и выражаются как “общественная жизнь”. Интенсивность общественной жизни определяется её большей или меньшей энергией, которая зависит от наполнения каждой “точки-момента” количеством информации. Количество информации будет тем больше, чем большее изменение пространства в “точке” взаимодействия достигается за один “момент” (определяется технологией). В экономике это изменение пространства за единицу времени называется производительностью какого-либо экономического процесса — например, торгового оборота или производительностью труда. В обыденной жизни это называется интенсивностью общения или коммуникации.

Общественное пространство-время исторически изменяется экстенсивно и интенсивно. Если оно экстенсивно увеличивается, это значит, что происходит увеличение территории, оказывающейся в сфере доминирования той или иной культуры — под властью какой-то страны, увеличившей свои “земли”. Если происходит отрицательное изменение экстенсивности — потеря национальной территории, то соответственно пространство сокращается.

В случае экстенсивного увеличения пространства какой-либо культуры происходит взаимная диффузия культур. Диффузия культур проявляется в объединении их пространств, но при сохранении временных индивидуальностей. Если исторически случается, что какая-то из культур теряет свою временную составляющую, возникает на этом пространстве новая синтетическая культура со своей временной составляющей (США). (Напрашивается вывод, что такое состояние возникает после прохождения элиминируемой культуры некоторой “критической” точки, после которой нация теряет “волю” — pi log pi).

В случае сокращения пространства какой-то культуры, становятся интенсивными временные процессы (действие закона сохранения информации). Интенсивность временных процессов перемещается из энергетической сферы, которая оказывается в упадке, в информационную (в духовность). И тогда возникают идеи, обобщающие причинность потери информационной массы и обобщающие модели роста информационной массы — развивается философия и искусство.

Интенсивное увеличение пространственной составляющей в объёме пространства-времени какой-либо цивилизации означает повышение уровня энергии в этом объёме. То есть на том же общественном пространстве за сравнимое общественное время происходит увеличение числа элементарных “точек-моментов” через применение новых технологий интенсифицирующих общественные процессы производства негэнтропи и обмена. Вместе с рождением новых технологий рождается их проблемность — техническая, социологическая, экологическая. Проблемность влечёт за собой интенсификацию роста научного знания. Проблемы, нерешаемые на уровне прикладных наук, выходят в сферу информационной энтропии — в область фундаментальных исследований, в область философии и искусства (что в конечном счёте означает перемещение проблем в область времени).

Поскольку энергетические процессы действут в среде людей и через людей, возникает механизм адекватного распределения произведённой энергии между членами сообщества, участвующих в её производстве. Информационным эквивалентом энергии действия являются деньги. Денежная единица оказывается информационным “квантом”, соответствующим “кванту” действия “точка-момент”, взятому в той или иной размерности. Адекватность информационного “кванта” “кванту” энергии устанавливается статистически через огромную множественность обменных процессов. Редкость обменных процессов при помощи денег рождает их неадекватность, которая должна быть “снята” их собственной материальной стоимостью — использование драгоценных металлов в качестве денег. Неадекватность обменных процессов (Маркс — “неоплаченный труд”) приводит к местным концентрациям денег в руках небольшого количества людей, информационный механизм которых “настроен” на восприятие колебательных процессов в денежных потоках (денежный насос). Дефицит информационного эквивалента в массовой общественной среде, образованный в результате его концентрации в денежных узлах, приводит к образованию “затухания” действительных энергетических процессов в своей массе (снижение покупательского спроса, “кризис перепроизводства”). Снижение покупательского спроса рождает безработицу, вызывающую психологический “шок” среди наёмных рабочих. Шок рождает “возбуждение” (действие log pi ) в среде безработных, то есть процесс труда из энергетической фазы “точка-момент” переходит во временную фазу (в фазу информации). Континуум “возбуждённого” информационного поля (энтропия) упорядочивается при помощи какой-либо общественной идеи, которая уже находится в области энтропии общественного знания, (например, идеей равенства). Строятся социальные модели достижения равенства, то есть социальный “накал” среди людей, потерявших средства к существованию, “поляризуется” информационным полем идеи равенства. Идея равенства дополняется и усиливается идеей справедливости. Из энтропийного информационного времени-пространства идей образуется информационная негэнтропия конкретных моделей социальных действий. Информационная модель действий проецируется на социальную действительность и в результате получается приблизительная оценка вероятности реализации модели социального действия по ликвидации разности информационных потенциалов между социальными слоями — pi . Полученная (интуитивно и субъективно) вероятность реализации ожидаемого события умножается на “возмущение” и, таким образом, получается воляpi log pi — “воля трудящихся масс в борьбе за свои права”. Воля рождает социальное канализируемое (управляемое, если ему не очень препятствуют власти) действие, в результате которого разность информационных потенциалов между социальными слоями снижается до приемлемой величины (проявляется результат “социальной инженерии — К. Поппер). (В случае, если не создаётся модель социального действия с проекцией на действительность, то есть не получено приблизительной вероятности реализации такой модели, то разность информационных потенциалов ликвидируется самым случайным образом: она может “местно” ликвидироваться в единичных, групповых (преступность единичная и организованная) или всеобщих действиях — “бунт бессмысленный и беспощадный”).

Финансовые кризисы, вызываемые ошибками в управлении финансовой системы, или особенностями отношений с другими государствами (напр., неконтролируемый переток капитала, войны), могут приводить к изменению адекватености содержания количества информации в денежных “квантах” по отношению к действительным энергетическим процессам. Снижение количества информации в денежных “квантах” (инфляция) приводит к доминированию временной составляющей в обменных процессах, что означает переход негэнтропии информации денег в энтропию. В результате резко снижается управляемость экономики, следовательно управляемость социальной жизни.

Вместе с тем, постоянный рост цен в относительно небольших размерах не есть инфляция, а есть адекватное следование за объективным ростом количества информации в действительных энергетических процессах, которые для гарантии надёжности и экологической безопасности должны быть обеспечены таким приростом.

Отдельные отрасли экономики развиваются неравномерно. Одни технологии входят в стабильную фазу, другие только начинают развиваться, третьи исчезают из цивилизации, переходя в культуру. Для обеспечения роста развивающихся технологий необходим некоторый избыток информационной негэнтропии — денег. Он обеспечивается накоплением капитала корпораций и “отложенным спросом” населения, которое путём социальной борьбы добивается улучшения своего благосостояния.

Общеизвестно, что экономические процессы в своём “укрупнённом” виде носят волновой характер. При этом информационные волны и энергетические волны оказываются сдвинутыми по фазе. Цивилизованные государства научаются так управлять своими экономиками, чтобы амплитуды этих волн не приводили к слишком большой разности информационных потенциалов между социальными слоями, и между “прошлым” и “будущим” экономик, определяемой через “настоящее”. Очевидно, что чем меньше амплитуда этих волн, тем меньшую роль в этих процессах играет временной фактор, и тем большую роль играет пространственный, что достигается путём использования “воображения” в рациональном конструировании будущего (К.Поппер). Однако достижение чрезмерной “гладкости” процесса недопустимо — это лишает процесс возможности управления, что в обыденной жизни понимается как “утрата вкуса к жизни”. Оптимальным является процесс с допустимыми в социальном отношении колебаниями и с незначительным временным лагом от момента получения сигнала до управляющего воздействия на экономический механизм со стороны людей, принимающих экономические решения.

(Плановая экономика бывшего СССР замышлялась и строилась в расчёте на возможность такого регулирования экономики, чтобы достичь “гладкости” экономического процесса и его динамического роста. Для этого были построены экономические информационные модели. Были построены и другие математические модели, которые показывали невозможность реализации первых, из-за лавинообразного роста сложности экономических связей даже при примитивном хозяйствовании и ограниченном наборе товаров. Но “сработала” не воляpi log pi , а “возбуждение” руководителей — log pi . Очень скоро в ГОСПЛАН стала поступать не информация, а дезинформация о реальности. Государство сделало всё для того, чтобы не допустить возникновения разности информационных потенциалов по уровню социальной жизни внутри страны (уравниловка), сделав всех одинаково бедными, и изолировало население от информации о жизни в других странах, чем была достигнута относительная стабильность в смысле недопущения условий для возникновения социальных конфликтов. Если такие конфликты где-то и возникали, то они подавлялись жестоким образом, а информация об этом тщательно скрывалась (например, выступление рабочих в Новочеркасске). Одинаково равная бедность людей, лишила их важной энергетической мотивации к труду. Органическая творческая потребность человека в энегетической (производственной) сфере деятельности не могла реализоваться из-за отсутствия средств на претворение замысла в жизнь. Там, где для творчества требовалось немного — “только карандаш и бумага”, советская наука достигла впечатляющих высот. Высокие же технологии и материалы заимствовались и дорабатывались с огромными потерями. Огромными потерями сопровождалась и реализация “планов громадья”. Молодые специалисты, оканчивающие среднеспециальные и высшие учебные заведения приходили на предприятия с допотопными условиями труда и произволом полуграмотных начальников. Они очень скоро частично деградировали как специалисты, частично адаптировались к варварской системе хозяйствования. Попытки противостоять всеобщему разложению (находились такие идеалисты) заканчивались весьма плачевно. Государственная пропаганда создавала мощное информационное поле, охватывающее всё население страны. Это поле создавало иллюзию прирастания богатства, к которому якобы причастны все. Огромное большинство людей в каждый момент и на своём пространстве жизни ощущало, что время идёт назад, но проецируя своё личное пространство-время на общественное, существующее в виде пропагандисткой модели, обретало иллюзорное ощущение движения вперёд.

Во всех слоях общества накопилось и бормотало “на кухнях” глухое недовольство — “срабатывала” разность информационных потенциалов между должным и действительным. Потом началась “перестройка” — логический конец устройства жизни по плану).

 

Взаимодействие личного и общественного простраства-времени

В цивилизованном индивидуальном сознании существует представление о принадлежности индивидуума к человеческому сообществу. Самое общее представление может (хотя и не обязательно) включать в себя и принадлежность ко Вселенной. Поэтому индивидуальное сознание связывает своё состояние с состоянием тех систем, с которыми оно себя идентифицирует, то есть признаёт его своим. Средняя семья (за исключением патологических случаев) формирует у ребёнка представление о мире, как о мире почти абсолютно альтруистическом. И это представление, формирующееся в течение нескольких первых лет его жизни, становится определяющим на всю долгую оставшуюся жизнь. Потом, независимо от того, как складывается конкретная жизнь конкретного человека, этот “реликтовый” фон информационного пространства-времени окрашивает его будущее в тона положительного ожидания, действуя из “подсознания”. Когда говорят, что “человек создан для счастья” имеют в виду (правда, очень часто не осознавая этого) энтропию ожидания бесконечного альтруизма со стороны внешней среды. Альтруизм внешней среды понимается в данном случае как её управляемость. “Реликтовый” фон (впечатления далёкого детства) напоминает: стоит только захотеть и каким-то образом обозначить своё хотение, как внешняя среда подчиняется, изменяясь в направлении обозначенном хотением. При этом совершенно не прослеживаются причинно-следственные связи реализации хотения, так как ни один ребёнок не входит в проблемы взрослых, доставляющих ему ожидаемые блага. Поэтому во взрослой жизни счастье понимается как череда счастливых случайностей.

Хотение базируется на небольшом количестве потребностей, которые причудливо переплетаясь с взаимными переходами, формируют их множественный набор. В основе своей хотение формируется физиологией и проявляется в виде тех напряжний, которые образуются как разность информационных потенциалов между физиологической моделью и действительностью. Приоритеты физиологичеких потребностей могут меняться местами и доминировать в случае образования большой разности информационных потенциалов. И всё-таки, наверное, можно их выстроить по порядку, не особенно настаивая на том, что этот порядок незыблем. Первая потребность в воде и пище, вторая потребность в защищённости от внешней среды, третья потребность в продолжении потомства, четвёртая потребность в физическом движении. “Обнимает” все эти потребности потребность в информации.

Вхождение подрастающего человека во всё более расширяющееся пространство-время внешней среды сталкивает его с фактами “неподчинения” некоторых систем с которыми он, человек, вступает в отношения. Частично (самостоятельно или в процессе обучения) подрастающий человек научается управлять теми системами, которые традиционно являются управляемыми для сообщества. Эта среда составляет негэнтропийную среду, в которой возможность управления реализуется с удовлетворительной степенью вероятности и со значительной временной “задержкой” (Маркузе) реализации физиологических моделей. Остальной объём простраства-времени есть энтропия, в которой может находиться и отрицательная негэнтропия враждебных систем.

Энтропия внешней среды состоит из “иного” — из родственных систем, имеющих общий язык, и из “другого” — из систем имеющих другой информационный язык, непереводимый на язык рассматривающейся системы. Для человечества в его эволюции были периоды, когда к “другому” были относимы “иные” человеческие сообщества, говорящие, хотя и на человеческом, но ином языке. Соответственно и отношение к этому “другому” было утилитарное — оно было употребляемо в пищу. Постепенно в ходе культурного развития человеческих сообществ и взаимопроникновения культур отношение к “иным” людям стало меняться, их перестали употреблять в пищу, хотя продолжали использовать в других утилитарных целях. Культурное отношение к “иным” продолжается и в наше время, хотя цивилизация, кажется, с достаточной степенью определённости обозначила размерность пространства человечества как “своего”, оставляя решение вопроса о размерности временной составляющей на будущее. О культуре и цивилизации уже говорилось в соответствующей главе. Здесь нас будут интересовать пространственно-временные отношения.

Развивающийся отдельный человек находится в среде “иного” и “другого” с различными пространственно-временными характеристиками и с различным пространственным наполнением этой среды — разный возраст людей вообще, и ближайшего окружения в частности, разный возраст и время жизни явлений, вещей; разная пространственная насыщенность среды обитания сельской и городской жизни. Его личное информационное время-пространство определяется динамикой прошлых пространств обитания вплоть до настоящего момента, а время периодом, отсчитываемым от рождения до “момента” настоящего. Это информационное время-пространство континуально, следовательно, чувственно. Чувственность сохраняет связь с прошлым, обозначаемым неявно как своё, проникнутое привязанностью, любовью, и сохраняет связь с прошлым, обозначаемым неявно как чужое, проникнутое страхом, опасением, осторожностью.

Предположим, что в условиях цивилизации человек, входящий во взрослую жизнь, должен быть профессионально подготовленным. Такая подготовка, как уже говорилось, есть наполнение сознания информационными моделями будущей деятельнсти. Эта подготовка в значительной своей части является теоретичской подготовкой. Теоретическая подготовка представляет собой процесс происходящий в действительном времени, но вне действительного пространства. Поэтому момент, когда человек приступает к действительной деятельности есть настоящий момент соприкосновения прошлого времени-пространства (модель) с действительным пространством-временем. Момент наступления деятельности может быть оценен как адекватный и как неадекватный. При адекватности момента деятельности существует равенство информационной ёмкости модели и действительности. Это состояние неинтересно и довольно редко. А неадекватность деятельности может иметь разные математические знаки.

В случае, если объём теоретической подготовки недостаточен, то это означает, что прошлое время-пространство модели меньше, чем прошлое время-пространство действительного процесса, происходящего в “точке-моменте”. Такой процесс, осуществляемый без подстраховки управления, приводит к деградации пространства-времени действительности. Соответственно время действительного процесса идёт назад — к тому моменту, когда действительность могла бы соответствовать информационной ёмкости “ущербной” модели.

В случае, если объём теоретической подготовки избыточен, то это означает, что прошлое время-пространство модели больше, чем прошлое время-пространство “точки-момента” действительности. Соответственно время данного действительного процесса идёт вперёд, если действительный процесс совершенствуется на основе опережающей модели, или стоит, если избыточная ёмкость модели не используется для улучшения действительного процесса. Превышение информационного объёма прошлого времени-пространства модели над прошлым временем-пространством действительного данного консервативного процесса возможно лишь через использование “иного” пространства, иного опыта, поскольку сама действительность не рождает избытка действительности в управляемых, следовательно стабильных, процессах, когда “прошлое” состояние неотличимо от “настоящего” и проектируемого “будущего” (вот почему необходима конкуренция!). “Случайная” избыточность, обычно вводится в модель, для достижения её регулярности (например, случайно полученный высокий урожай, является возможностью получения таких урожаев регулярно, для чего совершенствуется агротехника и другие модели; или “случайно” созданное изобретение регулярно вводится в консервативную технологию).

Приведённые теоретические рассуждения имеют только намёки на действительную драму вхождения человека в жизнь. Если представить некоторую “регулярность” устройства человеческой судьбы, то окажется, что с некоторого момента человек должен добывать себе средства для жизни, потом расширять свои потребности и зарабатывать на жизнь семьи, которую он должен создать, опираясь на свои возможности зарабатывать и в будущем. Эта драма в приблизительной полноте может быть изображена только художественными средствами, хотя причинно-следственные механизмы могут быть выражены с помощью “информационного подхода”. Можно сказать, что весь накал человеческих страстей, радость успеха и горечь неудачь есть функция временной составляющей во всех жизненных процессах, которые рассматриваются как информационные с использованием одной и той же простой формулы, получающей разные математические знаки во взаимодествии энтропии и негэнтропии.

Мы можем говорить, что человеку повезло, если после окончания теоретической подготовки, он нашёл себе работу по специальности. Дальнейшая его судьба только частично связана с его собственными стараниями достичь адекватности своих способностей той должности, на которую он заступил. В значительной степени его судьба зависит от экономического состояния “фирмы”, в которую он поступил на работу. Состояние экономики “фирмы” связано с состоянием экономики “на местах” и в центре, то есть в масштабах страны. Поэтому движение времени судьбы отдельного человека определяется направлением движения времени во всех пространственных образованиях, во всех экономиках — “фирменной”, местной, региональной, в экономике всей страны, а в пределе — мира.

Но трудно ожидать, что обычный человек будет рассуждать о причинах того, что его личное время движется вперёд, стоит или движется назад потому, что время всех экономик движется соответственно. Скорее всего человек будет переживать : эмоциональный подъём, скуку или депрессию от бесперспективности своей жизни. Пока его личное время-пространство не перевалило за “критичекую точку” (может быть — 37 лет?), оно ещё несёт генетический заряд волиpi log pi..А дальше всё будет зависеть от подсчёта вероятностей успеха или неуспеха в действительной жизни.

В зависимости от того, в каком периоде действительной жизни находится общество, в котором человек живёт, ощущение движения его времени будет определяться действиями соответствующими состоянию общества.

Если общество находится в континуальной стадии своего развития, то есть в неразрывном единении с природой, то ощущение динамики времени будет определяться природными циклами и возрастанием и последующим угасанием способности к управлению природной средой.

Если общество находится на “силовой” стадии своего развития, то ощущение динамики времени отдельного человека будет определяться в соответствии с динамикой личной физической силы в отношениях частично с природной средой и в значительной степени в отношениях с другими людьми. Связь с природными циклами сохраняется.

Если общество находится на “энергетической” стадии своего развития, то ощущение динамики времени будет определяться по преимуществу динамикой способности к управлению энергетикой жизни. Влияние природных циклов оказывается в значительной мере “снятым” (например, созданием комфортных климатических условий на рабочих местах или возможностью перемещения в другие пространства с другими климатическими условиями во время отдыха).

Если общество находится в “информационной” стадии своего развития, то ощущение динамики времени будет определяться динамикой способности к овладению информацией.

Поскольку переход различных обществ в ту или иную стадию развития бывает очень “размытым” как во времени так и в пространстве, то общества оказываются под влиянием самых различных моделей не только через свою историческую память, но и через пространственное восприятие “иных” моделей в “настоящем” моменте через журналисткие, научные публикации или через личное присутствие (миграция).

Личные информационные модели поведения отдельных людей формируются онтогенетически, повторяя филогенез развития обществ, быть может, за исключением континуальной природной фазы в обществах, находящихся с природой в “силовых”, не цивилизованных отношениях. Поэтому взрослеющий человек выходит в свою общественную среду с полным “информационным зарядом" моделей соответствующих тому обществу, в котором он воспитан и который будет постоянно проявляться в общественной среде его настоящего пребывания. Тогда, если в обществе “силовые” характеристики проявляются ограниченно в рамках государственных “силовых структур”, подчинённых доминирующим энергетическим и информационным отношениям, то в обществе всегда находится человеческий материал, генетически несущий в себе “силовые” модели отношений, который оказывается востребованным именно по этим своим качествам. Основной массе людей предстоит реализовывать энергетические и информационные модели, строя свои отношения без применения силы.

В условиях цивилизации, когда большинство обменных процессов совершаются при помощи денег, эквивалентом значимости личности выступает их количество. Поскольку в цивилизованном обществе единственно приемлемом способом заполучить деньги есть способ производства общественно потребной негэнтропии, то общественно приемлемой становится энергетическая или информационная деятельность. Силовой способ приобретения денег (воровство, грабёж) или информационный при помощи создания информационной отрицательной негэнтропии (обман, мздоимство) отвергаются обществом. Поэтому нормальным , то есть статистически господствующим набором моделей является набор, соответствующий энергетичеси-информационной структуре общества (общественным отношениям), которая предполагает производство товаров (в том числе информации), услуг и свободный обмен товарами и услугами.

Пока количество денег, которыми может владеть личность (взрослый человек), не превысит некоторого порога “среднеобеспеченности”, никакие другие ценности не могут доминировать, если только личность не имеет социо-патологических отклонений. Прирастание денежной массы, которое может происходить во владении индивидуальности и есть, собственно говоря, движение времени, выраженное (как это не странно!) в денежных единицах. Поэтому ощущение течения психологического времени напрямую связано с личным денежным оборотом в тех обществах, в которых приняты цивилизованные общественные отношения. (Проклятия, которые иногда раздаются в адрес денег, и которые привели к созданию общественно-историцистких “пророчеств” отрицающих употребление денег как средство угнетения человека человеком (К. Маркс об отмирании государства), должны быть адресованы не самим деньгам, а отсутствию институтов, регулирующих их правильное распределение, поскольку замена денежных потоков потоками “сведений” о произведённой негэнтропии есть простая тавтология с вполне понятной потерей качества в переходный период, который мог бы состояться, если бы теория построения коммунизма была бы реализована).

Временной цикл образуется от момента поступления денег, затем идёт “срабатывание” времени — трата денег до их окончания. Если деньги не успевают закончиться до момента поступления новой порции денег, то происходит “наложение” временных циклов — или то, что Б. Рассел называет “моментами в одной биографии”, когда “события совпадают в одном моменте”.

Я предвижу недоумение по-поводу несовместимости понятий времени и понятия денег. Недоумение вполне понятное и связано оно с заблуждением относительно кажущейся самостоятельности понятия времени. Но дело ведь в том, что время не самостоятельное понятие, это всего лишь информационная характеристика всякого обнаружимого (негэнтропийного) процесса, и как характеристика время не может быть “прошлым”, “настоящим” и “будущим”. Время всего лишь характеризует события по признакам их “прошлости”, “настоящности” и будущности” на основании того факта, что прошлое, настоящее и будущее связаны отношением последовательности перехода негэнтропии в энтропию и обратно. Состояние “настоящее” есть негэнтропия действительности, но уже в следующий момент времени, если только произошло какое-то изменение (а оно обязательно происходит, поскольку всякое локальное состояние “плавает в океане” энтропии всеобщего), это бывшее настоящее становится информационной моделью (энтропией по отношению к действительности сменившегося момента) прошлого, а на его место заступает действительность нового настоящего. Направленность времени определяется не чередой смены моментов, а прирастанием или убыванием информационной ёмкости действительности по отношению к прошлому моменту, который выступает моделью. Другими словами, если настоящее лучше прошлого, то время направлено “вперёд”, а если настоящее хуже прошлого, то время направлено назад. На это свойство времени, вернее, на динамику измененения действительности настроен психологический механизм человека. Заблуждение относительно однонаправленности времени, а именно заблуждение относительно того утверждения, что “время всегда идёт вперёд”, объясняется тем свойством человеческой психики, что она оперирует такими размерностями пространства-времени отношений, которые “перекрывают” частные и значимые события в отдельном сознании. Отдельный человек во-первых продлевает своё неопределённое будущее, по крайней мере, до ожидания в воображении факта улучшения своего состояния (временная схема); а во-вторых, отдельный человек соотносит своё личное состояние с состоянием окружения (пространственная схема). Тогда, если состояние окружения характеризуется положительной динамикой, то личное “отрицательное” время может быть переориентировано сознательным усилием мысли. Нормально психика работает на бессознательных механизмах, поэтому и без вмешательства разума личное ощущение течения времени “назад” может быть изменено, если человек увидит в своём окружении чьё-то состояние хуже его собственного. В этом случае работает пространственное сравнение с “иным”, позволяющее оценивать своё моментальное состояние как “лучше, чем у другого”, то есть обнаружить положительную динамику течения процесса.

Таким образом, когда мы говорим, что “нам плохо” или “очень плохо”, мы по сути дела имеем дело с временными характеристиками динамики нашего пространства, хотя никогда не осознаём этого.

В предыдущем разделе уже говорилось о том, когда начинает ощущаться течение времени в трудовом процессе или в процессе физического действия. Говорилось, что пока автоматика физического действия “срабатывает” время в последовательной серии в “точках-моментах”, проблемы времени нет. Точно также, когда поступление денег регулярно, проблемы времени не возникает. Время начинает заявлять о себе при задержке очередного поступления денег.

В континуальном состоянии общества, когда человек ещё не выделен из природы, прерывание автоматического процесса приводит к диверсификации действий — применяется “сверхсила” или меняется род деятельности (или приёмы). В цивилизованном энергетическом состоянии общества всякая задержка автоматического процесса жизни связана с задержкой поступления денег. Никакая “свободная” деятельность принципиально невозможна, поскольку любая энтропия сырья и негэнтропия технологии для труда есть либо частная, либо общественно-государственная собственность, доступ к которой возможен лишь с помощью денег. Поэтому их отсутствие фатально прерывает процесс жизни, продолжение которого возможно или в случае паразитирования или в случае противоправной диверсификации действий.

Проблема времени, связанная с отсутствием денег, начинает заявлять о себе во взрослом

сознании по общей схеме: в сознании неявно присутствует “критический” объём пространства-времени, покрываемый объёмом денег; по мере их расходования на текущие нужды, этот объём сокращается за счёт образования отрицательной негэнтропии, которая образуется как ряд ответов НЕТ на попытки реализации моделей потребностей; точкой возникновения доминанты страха за будущее является “критическая точка” — вероятность реализации жизненных потребностей равная 0,37 (“подсчёт” вероятности происходит в значительной степени бессознательно и индивидуально — сказывается уникальность жизненного опыта); отрицательная негэнтропия по закону математического преобразования является энтропией, поэтому экспоненциально начинает расти "множитель эмоциональности” — log pi.; по мере роста величины “множителя эмоциональности” сначала идёт поиск альтернативных разрешённых моделей поведения; если поиск оказывается безуспешным, происходит психологический “взрыв”, который проявляется непредсказуемо.

Тяжелейшее ощущение жизненной катастрофы человек не может связать с понятием времени, и тем не менее это отчаяние — функция времени.

Людям следут знать, что независимо от того, интересует их проблема времени-пространства или они к этому относятся безразлично, им следует научиться формировать свои денежные требования, обосновывать эти требования и добиваться их выполнения.

И гражданам страны, и правительствам стран, которые вступили в стадию “энергетического состояния”, то есть состояния, которое характеризуется тотальным денежным способом обмена произведёнными продуктами и услугами, когда всякая энтропия предварительного передела есть охраняемая законом чья-то собственность, следует знать, что отсутствие денег у взрослого и здорового человека — это результат преступной деятельности или отдельных людей или правительства.

Нормально страны, находящиеся на энергетической стадии развития “понимают” это обстоятельство чисто эмпирически, получая это понимание из опыта социальной борьбы неимущих классов за свои права.

Теоретически же этот механизм жизни (или выживания) может быть понят как проблема времени понимаемого как энтропия, то есть как у И. Канта, а не как у Б. Рассела, понимание которого относится к негэнтропийному процессу жизни (когда жизнь “кипит”).

Когда общественное время идёт “вперёд”, то есть, когда сегодня жить стало лучше, чем вчера, а завтра ожидается лучше, чем сегодня, вероятность того, что личное время граждан, будет согласованным с общественным временем, повышается. И наоборот, если общественное время страны пошло “назад”, то есть сегодня жить стало хуже, чем вчера, а завтра ожидается хуже, чем сегодня, вероятность того, что личное время граждан будет идти “вперёд”, становится низкой.

Итак. Время в психологии (как и вообще) есть “не сущность” (И. Кант), а “чисто” информационная категория. В этом смысле время не может само по себе идти вперёд или назад.

Время в энтропии континуально, то есть максимально и неупорядочено обнимает всё пространство жизни человека (если мы говорим о времени в психологии).

Время в негэнтропии дискретно (квантовано) и характеризует паузы между следующими друг за другом взаимодействия пространств. В этом случае и возникает иллюзия течения времени “от прошлого к будущему”. Иллюзия может быть обнаружена в цикличном процессе небольшой размерности, когда возможно проследить, как начавшийся в какой-то точке пространства-времени процесс приходит через ряд преобразований к концу, который когда-то являлся началом. Время в негэнтропии характеризует интенсивность процесса жизни, а направленность процесса жизни “вперёд” или “назад” определяется прирастанием (прогресс) или деградацией (регресс) информационной массы в каждой следующей “точке-моменте” действия. В таком действии время показывает, что происходит в настоящем по отношению к прошлому — прогресс или регресс. Но само по себе время индеферентно к направлению своего “течения”. Образно говоря, паузе между двумя последующими ударами молотка всё равно — вбивается ли гвоздь в крышку гроба или в строительные леса “будущего”.

Иллюзия течения времени закрепляется в чувстве. Чувство в психологии, понимаемое в максимально обобщённом виде как ощущение проявления ДОБРА-ЗЛА это функция времени в энтропиийном его состоянии.

21 февраля 2004 г.

Йошкар-Ола.

Hosted by uCoz